Круглый стол в деревне Веркола, 
Пинежского района Архангельской области

«Поиск новых путей выживания северной деревни»

19.01. 2001 г.

 

 

Присутствовали жители пинежских деревень Веркола, Еркино, Покшеньга, Церкова, сотрудники районной и ряда сельских администраций Пинежского района, корреспондент областной газеты Волна, сотрудники Института общественных и гуманитарных инициатив

 

На встрече шел разговор о том, что Веркола - деревня уникальная. И у нее огромный потенциал, наверное, намного больше, чем у остальных. При этом она получает очень приличную поддержку. Столько, сколько помогают Верколе, не помогают никаким другим деревням. И все равно, деревня живет очень тяжело. Местные жители не знают как развивать свою деревню. Но сегодня надо думать, с чего начинать развитие деревни? Наверное, с объединения.

 

Почему так плохо живет сегодня северная деревня?

В нашей стране на протяжении прошедшего столетия деревня пережила просто чудовищные испытания.

Сперва лучших крестьян просто физически уничтожили в ходе раскулачивания, потом загнали в колхозы. Они долго были формой коллективного взаимодействия. Если не считать того, что это была коллективность в нищете. В нищете и бесправии, когда люди теряли смысл в работе. Без паспорта, без гражданского статуса, это был почти рабовладельческий строй. Вытягивали из колхозов всё как насосом. Построили на костях города и промышленность.

Потом создали систему, когда можно было не работать в полную меру сил и получать достаточно большие деньги. То, о чём писал Абрамов. Как это так, при огромных лугах телята дохнут от голода?! Приезжает человек на тракторе и не останавливает дизель, пока обедает, потому что «не моё» и т. д. Абрамов один начал бить тревогу. Кто-то услышал, но в целом система не могла этого изменить.

 

О сегодняшней жизни в Верколе

Основное производство в деревне - сельское хозяйство.

Веркольский сельсовет включает несколько деревень: это поселок Лосево, Новый Путь, а также деревни Смутова и Летопола. В Лосево расположен лесопункт.

Крупные колхозы, которые располагались раньше на этой территории, распались, все пришло в упадок. Многие жители уехали.

Поголовье скота снизилось в 4 раза в начале 90-х. Уже 4 года вынуждены рубить древесину, чтобы обеспечить рабочие места местному населению. Организован участок Карпогорского леспромхоза. Жители работающие раньше в колхозе перешли в леспромхоз.В коллективном сельском хозяйстве работает человек 40.

- То есть проблемы здесь в основном производственного характера?

-Раньше была поддержка государства. Сегодня настоящей поддержки нет.

- То есть сейчас Веркола живет в основном за счет леса?

Ну так нельзя сказать. Мы имеем рабочие места, имеем отчисления в бюджет. Другое дело, что эти деньги уходят в район, а не остаются в деревне.

- За счет чего сегодня живет Веркола? Что является кормящим занятием?

- Лес. И конечно же многие живут за счет своего натурального хозяйства. Из общего числа работающих примерно 20% - бюджетники, которые сегодня стабильно получают зарплату.

- Среди остальных велик процент тех, кто находится на самозанятости?

-Как такового оформления самозанятости нет.

-Рождаемость в деревне снизилась?

-В детском саду есть всего одна группа

- Сколько всего жителей в деревне?

-Жителей порядка 600. Из них 180 пенсионеры, 110 дети. Трудоспособного возраста около 300 человек. На протяжении последних лет эта цифра примерно на одном уровне. Сегодня из Верколы не уезжают. Часть работает в бюджетной сфере, 40 в сельском хозяйстве, коммунальная сфера есть. Есть такие, которые уже годами нигде не работают. Человек 20 таких. Хотя работу для мужчин найти можно в леспромхозе.

- А хорошие там зарплаты?

По сравнению с другими леспромхозами зарплата небольшая, а с сельским хозяйством сравнивать не приходится.

- То есть нынешнее положение в Верколе воспринимается как проблемное?

Катастрофическое! (шум)

 

О кризисе в деревне. 

 

Мнение жителя деревни Д. М. Клопова

- Деревня тогда живет хорошо, когда она дает продукцию. Если она продукции не дает - она не живет! А Веркола сегодня никакой продукции не дает!

На заготовке леса работают 8 бригад. Лес вырубается хорошего качества, как струночка. Всё вывезти не могут, не хватает машин. В итоге вывезенная древесина, пролежав лето, гниет, портится. Захламляется лес.

 

 

Чего не хватаем северным деревням, чтоб возродиться?

Тюрин Г.В. Взгляд в историю.

В 20-е годы после того, что было уничтожено поголовье коров и лошадей, дикая разруха и всё прочее, деревня восстановилась за несколько лет, и наступило даже в каком то смысле перепроизводство. Сейчас мы видим то, что деревня, имея технику, имея массу возможностей, ничего не делает и не может, и всё это катится, катится дальше. Я согласен, что как было сказано, в основе этого лежит духовность, а я бы сказал человеческая энергия и во-вторых - отсутствие взаимодействия, отсутствие органов взаимодействия. Нет системы ресурсовоспроизводящей экономики.

Наше глубокое убеждение, что сейчас формой выживания деревни должна быть не личность, не руководитель. Нужна нормальная система взаимодействия, когда все, а не только лидер, понимают: а как это делается? а за счет чего это делается?

Одна из главных проблем, то, что в нас за 70 лет выбили умение нести на себе ответственность. То есть, вот пусть приедет какой-нибудь начальник и примет решение. Вот вы решите, а мы сделаем.

Я думаю, что выход из этой ситуации заключается в том, чтобы возникла какая-то группа людей, которая понимает, что в деревне у каждого должен быть свой личный интерес, но у каждого должно быть понимание, что его личный интерес во многом должен совпадать с коллективным интересом. И если мы не принимаем участия в развитии этого коллективного интереса, то его не будет. А наш маленький личный интерес при этом проиграет по полной программе. А что такое коллективный интерес? Это когда мы понимаем что у нас есть, что мы можем.

Для этого нужен коллектив, нужен некий инструмент, некий орган, который будет заниматься развитием этого коллективного интереса. Необходима работа по обучению людей.

Для того, чтобы играть в демократию, надо понимать ее механизм, надо иметь какой-то уровень не образования, на самом деле, а человеческой ответственности и понимания как это делается, и понимания, что если ты пошел и отдал свой голос за бутылку водки, то на 15 минут или на 2 часа веселья ты выиграл, но на 5 лет проиграл.

 

Есть ли сегодня в Верколе коллективное взаимодействие?

 

Мнение жителя д. Веркола Апина А.Е.

К сожалению, коллективного взаимодействия нет. Именно этого нет. Речь уже не идет о том. чтоб деревня возрождалась, хотя бы сохранить. Сейчас выживают по одиночке. У кого есть работа - тот еще живет. Работы не станет - все! Лес вырубят, на это ума много не нужно. Единственное, что осталось коллективное в деревне- школа, хор, и то остаточки. На сход никто не соберется, разве только пенсионеры, потому что смысла нет. Власть авторитарная. Люди ей уже не верят.

- Власти нет (множество голосов).

- Власть, вы сказали, авторитарная. Имеется в виду какая местная власть или, где-то выше в области?

Апин - В деревне есть своеобразная власть, она авторитарна. Она занимается своими делами. Народ за помощью обращается в исключительных случаях, где за подписью, какие-то документы собрать. А так власть сама по себе не существует.

Выход искать очень сложно, потому что каждый человек сам по себе, в любой беде, кроме пожара, тебе никто не поможет. Выживешь- молодец, не выживешь-помирай. В этом вся беда наверное деревни, и не только Верколы.

Хотя Веркола - деревня в каком- то смысле особенная. Она родина известных всему миру людей- и святого, и писателя, и ученого, хотя их никто и не вспоминает уже. Об ученом Константине Воронихине уже никто не вспоминает. Его дом полностью заброшен, там никто не живет. И дело не во власти. У людей пропало желание поддерживать традиции. Традиции остались только в каком-то определенном культурном наследии (говор, наречие, песни, колдовские, суеверные традиции). Ситуация в деревне меняется в худшую сторону!

Вот много ли из Верколы поступают в высшие учебные заведения? Да что вы, проблема дикая, никто не может! А если и поступил, желания возвращаться сюда обратно есть у единиц, потому что перспективы нет. Есть перспективы: рубите лес, занимайтесь своим подсобным хозяйством, вставай в 4 утра, дои, потом пытайся это как-то продать, - и все. Ни о каком культурном развитии, ни о какой вере речи не идет. Вера истреблена. Раньше была вера в коммунизм, в Ленина, в наказание. Сейчас наказания-то нет больше! И в этом беда. Мы потеряли веру!

 

 

И все же многое в жизни Верколы могли бы изменить сами веркольцы. С этим участники встречи согласились

 

Что можно делать в деревне?

 

Мнение Д.М.Клопова

Кое-что можно в деревне организовать. Хорошо бы перерабатывать древесину самим, делать рамы, вагонку, создать предприятие по изготовлению какой-нибудь продукции из дерева, например, столов и стульев. (Раньше были свои станки, сейчас всё разрушено). Тоже самое в сельском хозяйстве. Есть земля, можно выращивать картофель и др. овощи, но ничего не делается, нет организатора.

 

 

Результаты обсуждения и предложения по развитию деревни:

- построить овощехранилище, мебельный цех, мастерскую;

- возродить обработку земли;

- заняться духовным воспитанием детей;

- развивать туризм, создать координационный центр по туризму в Верколе и Карпогорах.

- создать условия, чтобы молодёжь оставалась в деревне и росла рождаемость.

 

Было отмечено, что в Верколе есть хорошие возможности для развития туризма (уже сейчас ее посещают 3000 туристов в год). Но необходимо сделать так, чтобы деньги от пребывания туристов оставались в деревне.

 

О развитии туризма. 
Замечание сотрудника ИОГИ А. Ружникова

- Надо понимать, что деньги в туризме делаются на предоставлении дополнительных услуг. Главное, привлечь туриста, а потом предложить ему различные услуги. Один моет в бане, другой - кормит, третий продает веники, четвертый - перевозит на другую сторону реки в монастырь и так далее.

 

Российский и зарубежный опыт местного развития деревень

 

Председатель общины из д. Церкова Пинежского района Вера Васильевна Степанова представила опыт церкогорской общины. Она рассказала о жизни деревни Церкова, о том как жители сами стали наводить порядки в своей деревне, отремонтировали клуб, поставили памятник селянам, погибшим в годы войны, решили другие вопросы связанные с местным самоуправлением.

 

 

Пример из шведского опыта местного развития. 
(Тюрин Г.В.)

В Швеции есть деревня Мускасель. Она стоит у железной дороги, в северной части страны. Северная часть Швеции - это глубинка. Зарплаты в несколько раз ниже, а цены процентов выше и нет никаких полярных надбавок, как у нас. И уровень пособий и социальных выплат точно такой же, как, скажем, на юге.

Но люди там дорожат своими корнями. Я видел человека, который говорит, что с 1413 года его род имеет купчую на землю, а сам он как и его предки крестьянин. Он работает в ассоциации Шведских фермеров.

Но заняться там нечем, с работой плохо. Молодежь уезжает. Ситуация очень непростая. Во многих северных шведских деревнях в определенный момент подошли к критической черте, когда деревня просто испытывает перегрузки: существовать ей или нет.

Так было и в этой деревне. Люди стали искать выход. Собирались, пили кофе, спорили. И они выработали свой план.

Решили построить музей. Вопрос: какой надо построить музей, чтобы сюда приезжали люди? Выяснилось, что нигде в мире нет музея строителей железной дороги, а они стоят на железной дороге. Они пришли к местной власти и договорились, что им отдадут старое железнодорожное здание

Им согласились его отдать, но при условии если это здание будет перенесено. Дело в том, что все нежелезнодорожные здания должны стоять в стороне от железной дороги за 100 м.

Добровольцы группы местного развития добровольно разобрали это здание, подняли всю деревню, даже соседнюю деревню, перетащили его за 100 м, собрали по новой, только в улучшенном варианте. Они позвали каких-то выходцев из этой местности, которые спроектировали его как музей, как современную музейную экспозицию с электронными эффектами (шорохами, запахами, звуками, возможностью что-то подёргать и т. д.). В этом музее позднее побывал шведский король. Сейчас этот музей является одной из достопримечательностей провинции Нордботтен, самой северной губернии Швеции.

Дальше жители этой деревни в этим музее создали кафе, в которому они работают по очереди, создав своеобразный список, потому что хотят чтобы возможность зарабатывать имели как можно большее количество людей.

Они очень гордятся своими успехами и тем, что они сумели сделать. В деревне есть несколько домов, в которых останавливаются гости, есть люди которые организуют экскурсии для приезжих. Люди рады, например, тому, что приезжающие покупают продукты в их деревенском магазине.

Казалось бы, что жители деревни выигрывают от того, что приезжие покупают продукты в местном магазине, который принадлежит не им?

Они отвечают: ну как, если в этом магазине делается больше покупок, то он не разорится, и мы тоже будем иметь возможность покупать продукты здесь, а не ехать в соседнюю деревню. Они понимают: в проблемных отдаленных и малонаселенных территориях бизнес не может быть рентабельным, если его не поддерживают другие люди. И частный бизнес должен иметь коллективную поддержку.

А дальше приезжают люди (туристы), и один их моет бане, другой продает им продукты, третий сдает им в аренду велосипеды и так далее. Все вместе они становятся жизнеспособными. А по отдельности они бы не смогли ничего получить. И все вместе они являются тем юридическим лицом, которое получало поддержку на реализацию этого проекта из центра. Все вместе они искали поддержку (ходили по фондам, учреждениям, , живущим в городах землякам и т.д.).

 

На встрече было подытожено, что требуется для развития деревни:

- Идеи. Понимание. Развитие - это прежде всего понимание того, что требуется.

- Коллективное взаимодействие, сотрудничество. Нормальная жизнь деревни и ее выживание без коллективного взаимодействия невозможна. И это очень непросто. Это означает, что люди которые сейчас по одиночке, имеют свои обиды и проблемы, не верящие что от них может что-то зависеть, должны научиться взаимодействовать.

 

Возникновение какой-то структуры развития. Надо чтобы возникла какая-то группа лиц, которая понимает, что надо что-то делать. Она должна поставила перед собой для начала маленькую, небольшую но реальную задачу, нацеленную на интересы этого места, деревни.

 

Очень важно, чтобы люди были настроены на диалог. Из опыта других мест можно сказать, что пока люди боролись с начальствам, они все свое время тратили на борьбу. И только после того как начиналось, какое-то конкретное дело, появлялось все и деньги, и помощь власти. Люди берут на себя часть своих проблем и вместе с властью решают их.

 

Нужна внешняя поддержка. Задача ИОГИ состоит в том, чтоб помочь людям информационно, консультациями, обучением и пр.

Задача власти: помочь этим людям юридически, документацией, создать благоприятные условия для развития.

 

Сейчас такая работа уже началась в Архангельской области. Пока идет процесс осмысления своих возможностей, но процесс уже начался и активно развивается

Администрация области поддерживает эти начинания. В области ведется достаточно серьезная работа в этом направлении.

 

 

Заключительное слово замглавы Пинежского района Г.А.Ряхиной. В нем она отметила, что у Верколы есть серьезные возможности, перспективы, но ребуется участие людей в развитии деревни. Администрация МО Пинежский район будет поддерживать такие инициативы.

Используются технологии uCoz